Взыскание вреда с собственника авто

avto-advokat › Блог › Кто несет ответственность за вред в ДТП – водитель или собственник автомобиля?

Свобода распоряжения движимым имуществом по своему усмотрению предполагает право собственника передавать автомобиль в пользование третьим лицам. Это могут быть:

члены семьи собственника;
его друзья;
лица, состоящие с ним в трудовых отношениях или оказывающие услуги на денежной основе.
Если транспортное средство, управляемое не собственником, попадает в ДТП, то возникает вопрос: кто должен нести ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам?

Кто по закону отвечает за причиненный в результате ДПТ вред?
Действующее законодательство РФ обязывает возместить вред, причиненный в результате ДТП, того гражданина, который владеет автомобилем на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (ст. 1079 ГК РФ).

То есть ответственность за причиненный источником повышенной опасности (автомобилем) вред несет его собственник, если не докажет, что право владения этим источником в установленном законом порядке было передано иному лицу.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 года «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», лицо, которое владеет источником повышенной опасности, в том числе по доверенности на право управления транспортным средством, обязано возместить вред, причиненный этим источником повышенной опасности.

Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» был исключен абзац о том, что водитель должен иметь при себе письменную доверенность на право владения, или пользования, или распоряжения транспортным средством.

В настоящее время для подтверждения своего права на управление автомобилем гражданину, который находится за рулем ТС, достаточно иметь при себе:

водительское удостоверение;
свидетельство о регистрации автомобиля;
полис ОСАГО без ограничения круга лиц, допущенных к управлению данным ТС, либо с ограничением, но в котором данный водитель вписан.

Что будет, если нет страховки?
Рассмотрим ситуацию: в результате ДТП автомобилем, водитель и собственник которого не застраховали свою ответственность в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», был причинен вред имуществу третьих лиц.

Поскольку отсутствие полиса ОСАГО свидетельствует о том, что у водителя нет законных оснований на управление данным автомобилем, то и требование о возмещение ущерба необходимо предъявлять к собственнику транспортного средства.

Собственник, передав машину во временное пользование водителю, должен был понимать и предвидеть, что на дороге вероятно возникновение транспортного происшествия, в результате которого водитель, допущенный до управления его автомобилем, своими действиями может причинить ущерб третьим лицам (статья 10 ГК РФ).

Что будет, если страховки для покрытия ущерба недостаточно?

Рассмотрим пример, в котором водитель, управляя чужим автомобилем, в результате ДТП причинил вред имуществу третьих лиц, но для полного возмещения ущерба недостаточно суммы страхового возмещения в размере 400 000 руб., предусмотренной ст. 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года № 40-ФЗ.

Требование о возмещении ущерба предъявляется к водителю как лицу, которое управляло автомобилем на законных основаниях, в двух случаях:

водитель вписан в полис ОСАГО,
полис выписан без ограничения круга лиц, допущенных к управлению.

Если у водителя не было законных оснований на управление транспортным средством, о чем свидетельствует отсутствие у него полиса ОСАГО, то требование о возмещении ущерба необходимо предъявлять к собственнику автомобиля как законному владельцу источника повышенной опасности.

Особое внимание необходимо обратить на то обстоятельство, что сумма причиненного ущерба в части требований к страховой компании рассчитывается согласно Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

Сумма причиненного ущерба в части требований к физическому лицу рассчитывается по рыночным ценам без учета износа заменяемых деталей.

По указанию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 10 марта 2017 года № 6-П), возмещение убытков в полном размере означает, что потерпевший должен оказаться в том же положении, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено. Т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Таким образом, правильное определение лица, ответственного за причинение ущерба автомобилю, позволит потерпевшему своевременно и с наименьшими издержками восстановить свое нарушенное право. Водителям же рекомендуем вовремя осуществлять мероприятия по страхованию своей автогражданской ответственности и не допускать к управлению своим транспортным средством лиц, не имеющих на это законного права, чтобы избежать в будущем финансовых потерь.
Адвокат Николай Гавель

Источник

Возмещение ущерба после ДТП с собственника автомобиля

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Возмещение ущерба после ДТП с собственника автомобиля

Законодатель позволяет в гражданском порядке взыскать деньги за причиненный в дорожном происшествии ущерб, как с собственника транспортного средства, так и с лица, которое им управляло в момент аварии.

Обычно автоюристы принимают решение о том, с кого требовать компенсации, индивидуально в каждом случае обращения к ним за помощью потерпевших. Это решение принимается исходя из различных условий.

Например, таких: был ли между виновником аварии и собственником транспортного средства заключен трудовой договор, места регистрации лица, действия которого стали причиной аварии, и лица, владеющего ТС, гражданство какого государства имеют водитель и собственник и тому подобное.

Кто возмещает ущерб при ДТП

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ устанавливает круг лиц, которые несут правовую ответственность, за причиненный источником повышенной опасности ущерб:

Читайте также:  Возвращают налог с покупки авто

Потерпевший обладает правом предъявить требования о возмещении причиненного ему материального ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия не только собственнику и лицу, управлявшему транспортным средством, но и в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 25.04.2002 № 40-ФЗ, к страховой компании, но только в случае, если водитель указан в полисе обязательного страхования автогражданки.

А вот, если виновник аварии не вписан в страховой полис, то стоит разобраться правомерно ли он вообще завладел автомобилем. Виновность собственника и сумму, которую ему необходимо выплатить, можно определить только в суде. Нужно еще раз уточнить, что основание взыскания компенсации с владельца – это вина.

Взыскание ущерба с виновника ДТП и собственника автомобиля

Солидарная (совместная) ответственность виноватого в аварии и собственника транспортного средства, которая возникает в результате дорожно-транспортного происшествия, есть ни что иное как вариация гражданской ответственности группы лиц в стандартном ее понимании. В классическом толковании солидарная ответственность предоставляет потерпевшему право выбора ответчика – либо это будет кто-то один, либо все одновременно.

Однако же статья 1079 Гражданского кодекса РФ указывает непосредственно на первостепенность вины лица, управлявшего транспортным средством во время аварии. Единственное исключение из этого правила – ситуация, когда автотранспортное средство виновно передано владельцем другому лицу.

Если вина собственника автомашины доказана, то на него возлагается гражданская ответственность в солидарности, то есть сумма выплат, которые будут взысканы с владельца, зависит от степени его вины.

Стандартный случай гражданской ответственности в классическом ее понимании, наступает если произошла авария с участием нескольких автомобилей. Собственники этих автомобилей и понесут солидарную гражданскую ответственность в соответствии с пунктом 3 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ.

А вот в случаях, если виновный погиб в дорожно-транспортном происшествии, если транспортным средством управлял несовершеннолетний, если за рулем был не владелец, а законно допущенное им лицо, если водитель авто уехал с места аварии, то групповая ответственность собственника транспортного средства наступает соизмеримо степени его вины, которую установит только суд.

Ответственность собственника автомобиля при ДТП

Уголовная ответственность

Стоит помнить, что в соответствующих частях указанных статей указаны квалифицирующие признаки, которые отягчают вину водителя. Вот они:

Преступления, предусмотренные ст. 264 и 264.1 УК РФ, совершаются только по неосторожности. Если же усматриваются признаки умышленного совершения, то такое деяние следует квалифицировать по ст. 105 Уголовного кодекса РФ – убийство или в соответствии со ст. 111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью.

В этом случае выбор статьи зависит от характера наступивших последствий. Привлечь к уголовной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия можно только водителя транспортного средства, но никак не собственника (если это не одно и то же лицо).

Что делать, если нет страховки и попал в ДТП, но не виноват?

В какую страховую обращаться при ДТП, свою или виновника, читайте тут.

В соответствии с принципом виновности, закрепленным в статье 5 Уголовного кодекса РФ, субъектом этого вида деяния может быть только лицо, непосредственно управлявшее автотранспортным средством, в результате действий (бездействия) которого и наступили тяжкие последствия, не зависимо от того, кто является владельцем автомобиля, правомерно ли лицо завладело им, имеет ли право управления транспортным средством. Соответственно, юридическое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Административная ответственность

В кодексе об Административных правонарушениях РФ глава 12 полностью описывает ситуации с нарушениями Правил дорожного движения и дорожно-транспортным происшествиям.

В отличие от уголовной ответственности, административная определяется наступлением менее тяжких последствий – причинение легкого или среднего вреда здоровью, это определено в статье 12.24 КоАП РФ.

Степень причиненного вреда здоровью, а также длительность расстройства здоровья должна быть определена и подтверждена медицинской экспертизой или медицинским освидетельствованием.

Стоит отметить, что по общепринятым нормам законодательства в сфере административного права наказание за ДТП возлагается на лицо, вина которого определена в установленном порядке. Эта норма регулируется ст. 1.5 КоАП РФ.

В случаях с совершением ДТП вина будет возложена именно на водителя, а не на собственника транспортного средства, так как он непосредственно управлял автомобилем и его умышленные/неумышленные действия и привели к ДТП.

А вот в случае, когда правонарушение зафиксировано при помощи автономных средств фото-, видеофиксации, владелец транспортного средства автоматически признается виновным в его совершении и должен понести административную ответственность в соответствии со статьей 2.6.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Исключение составляют только случаи, когда собственник транспортного средства докажет, что в момент совершения противоправного деяния находилось другое лицо. Это обязанность лежит на собственнике.

Существует неправильное мнение, что если представить договор купли-продажи транспортного средства в суде, то владелец будет освобожден от административной ответственности за нарушение, которое было установлено при помощи автономных приборов фото и видеофиксации.

Необходимо знать, что договор купли-продажи не означает изменение права собственности без установленной законом регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. В случае, когда транспортное средство продано, а новый владелец не подал в течении 10 дней документы для постановки на учет, то обязанность снять автомобиль с учета переходит к продавцу.

Так же как и уголовный кодекс, административный не предусматривает привлечение к ответственности за нарушения в сфере дорожного движения юридического лица.

Гражданская ответственность

Гражданская ответственность – это компенсация как материального, так и морального ущерба, который причинен потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия. Гражданский кодекс РФ, как, впрочем, и все законодательство России, признает автомобиль средством повышенной опасности.

А значит владелец транспортного средства обязан оплачивать весь причиненный ущерб, если не сможет доказать, что его вины в наступлении общественно опасных последствий не было.

В отличии от уголовной и административной ответственностей, к гражданской ответственности может быть привлечено и юридическое лицо, если оно в установленном законом порядке владеет автотранспортным средством, которое участвовало в транспортном происшествии.

Стоит помнить, что к ответственности может быть привлечено не только лицо, указанное в правоустанавливающем документе, но и лицо, которое пользовалось транспортным средством на праве аренды, по доверенности и т. д.

Ответственность за ДТП

Наказание за виновность в дорожном происшествии зависит от ущерба, нанесенного транспортным средствам, иному материальному имуществу, степени тяжести, причиненного вреда здоровью и жизни потерпевших, наличием отягчающих обстоятельств. Ответственность за такие деяния квалифицируется разными нормами Гражданского кодекса РФ, кодекса об Административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ.

Читайте также:  Делать если авто не растаможен

К гражданской ответственности лицо может быть привлечено, если в результате дорожно-транспортного происшествия причинен материальный ущерб. По общему правилу этот ущерб может быть покрыт страховой компанией по обязательному договору ОСАГО, но только в рамках суммы, предусмотренной таким договором.

К административной ответственности водителя можно привлечь при нарушении им ПДД или же нарушения основ эксплуатации авто, а равно и при причинении потерпевшему легкого или среднего вреда здоровью.

Видами наказания для виновника могут быть административный арест, лишение права управления транспортным средством, денежный штраф, а в некоторых случаях предусмотрена даже конфискация автомобиля.

Ответственность за дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель человека регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса РФ.

Наказание зависит от количества погибших, отягчающих и смягчающих обстоятельств:

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Ответственность, предусмотренная Гражданским кодексом РФ, наступает с 14 лет. В случаях, когда ущерб причинен лицом, которое не достигло этого возраста, то за него ответственность несут его законные представители (родители, опекуны). После наступления 14 летнего возраста лицо является ответчиком на общих основаниях, предусмотренных законодателем.

В случае же, если несовершеннолетний не имеет собственного дохода для возмещения ущерба, то эта обязанность переходит на законных представителей, которые могут быть освобождены от нее, только в случае, если докажут свою невиновность в допущении наступления общественно опасных последствий.

Случаи, при которых владелец автотранспортного средства освобождается от гражданской ответственности

Собственник транспортного средства не обязан возмещать ущерб только в случаях, на которые прямо указывает статья 1079 ГК РФ:

Источник

Взыскание вреда с собственника авто

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2014 г. N 41-КГ14-6 Суд направил дело о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия, на новое рассмотрение, поскольку при рассмотрении дела судом было установлено, кто являлся владельцем источника повышенной опасности, а также в чьих интересах и на каких правовых основаниях осуществлялись эксплуатация и техническое обслуживание автомобиля

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горохова Б.А., судей Корчашкиной Т.Е., Гуляевой Г.А.

рассмотрела в судебном заседании 30 мая 2014 г. по кассационной жалобе Толстова A.В. на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 мая 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 сентября 2013 г. дело по иску Вайкока А.Ш. к обществу с ограниченной ответственностью «Дизельмаш-Строй», Бигари А.А., Толстову А.В. о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что кассационная жалоба Толстова А.В. подлежит удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Вайкок А.Ш. обратился в суд с иском к ООО «Дизельмаш-Строй», Бигари А.А., Толстову А.В. о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия.

Ответчики иск не признали.

В кассационной жалобе Толстов А.В. ставит вопрос о её передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене решения Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 мая 2013 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 сентября 2013 г.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2014 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Судебная коллегия находит приведённые выводы судебных инстанций ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причинённый его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Читайте также:  Выгодный кредит авто в краснодаре

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью гражданина», ответственность юридического лица или гражданина, предусмотренная пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает за вред, причинённый его работником при исполнении им своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании заключенного трудового договора (служебного контракта). На юридическое лицо или гражданина может быть возложена обязанность по возмещению вреда, причинённого лицами, выполнявшими работу на основании гражданско-правового договора, при условии, что эти лица действовали или должны были действовать по заданию данного юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ (пункт 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 20 этого же Постановления по смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, в отношении которого оформлена доверенность на управление транспортным средством, признаётся его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению. Если в обязанности лица, в отношении которого оформлена доверенность на право управления, входят лишь обязанности по управлению транспортным средством по заданию и в интересах другого лица, за выполнение которых он получает вознаграждение (водительские услуги), такая доверенность может являться одним из доказательств по делу, подтверждающим наличие трудовых или гражданско-правовых отношений. Указанное лицо может считаться законным участником дорожного движения (пункт 2.1.1 Правил дорожного движения), но не владельцем источника повышенной опасности.

Таким образом, не признаётся владельцем и не несёт ответственности за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (водитель, машинист, оператор и другие).

Учитывая изложенное, Толстова А.В. можно было бы признать владельцем источника повышенной опасности только при условии, что транспортное средство было передано ему для использования по своему усмотрению.

При рассмотрении дела с достоверностью установлено, что большегрузный автомобиль «. » использовался 1 октября 2010 г. не по усмотрению Толстова А.В. и не для его личных целей, а по поручению ООО «Дизельмаш-Строй» для доставки в садоводческое товарищество «Черешенка» шлака для отсыпки дорожного полотна.

Из объяснений Толстова А.В. и показаний свидетелей Рымаря А.Ф., Петрова А.А., Шевченко Н.Н., Бородина С.Н., содержащихся в протоколе судебного заседания по уголовному делу в отношении Толстова А.В. следует, что Толстов А.В. перевозку груза в адрес садоводческого товарищества «Черешенка», где произошло дорожно-транспортное происшествие, осуществлял по указанию должностных лиц ООО «Дизельмаш-Строй», с которым находился в фактических трудовых отношениях без оформления трудового договора. В ООО «Дизельмаш-Строй» он получал заработную плату, выпуск на линию автотранспорта осуществлялся механиком ООО «Дизельмаш-Строй», который ежедневно осуществлял осмотр транспортных средств.

Между тем ни суд первой инстанции, ни суд апелляционной инстанции не установили фактически имевшие место правоотношения между ООО «Дизельмаш-Строй» и Толстовым А.В., между собственником автомобиля Бигари А.А. и Толстовым А.В.

В рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель ООО «Дизельмаш-Строй» и Бигари А.А. не участвовали, хотя о рассмотрении дела были извещены. В суд апелляционной инстанции представитель ООО «Дизельмаш-Строй» также не явился, хотя суд предпринял меры по извещению данного ответчика по всем известным адресам. Ни Бигари А.А., являющийся одним из двоих учредителей ООО «Дизельмаш-Строй», ни его жена Бигари Э.Г, являющаяся ООО «Дизельмаш-Строй», также в суд не явились.

Установление данных правоотношений между указанными лицами имеет существенное значение для дела, так как от них зависит установление лица, на которое может быть возложена обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда с собственника автомобиля и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда о взыскании компенсации морального вреда с водителя автомобиля нельзя признать законными.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учётом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий: Горохов Б.А.
Судьи: Корчашкина Т.Е.
Гуляева Г.А.

Обзор документа

Истец просил взыскать компенсацию морального вреда в связи со смертью близкого родственника в результате ДТП, произошедшего по вине водителя автомобиля.

Районный суд взыскал компенсацию с собственника автомобиля как с владельца источника повышенной опасности. Апелляционная инстанция сочла, что компенсацию должен выплатить водитель, виновный в ДТП. Он управлял автомобилем по доверенности, выданной собственником.

Тот, кому оформлена доверенность на управление транспортным средством, признается его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению. Другое дело, когда он управляет транспортным средством по заданию и в интересах другого лица, за что получает вознаграждение (водительские услуги). В этом случае указанное лицо может считаться законным участником дорожного движения, но не владельцем источника повышенной опасности.

Таким образом, не признается владельцем и не отвечает за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем (водитель, машинист, оператор и др.).

Водителя можно было бы признать владельцем источника повышенной опасности только при условии, что транспорт передан ему для использования по своему усмотрению. Между тем автомобиль использовался не по усмотрению водителя и не в его личных целях, а по указанию должностных лиц организации, с которой он находился в фактических трудовых отношениях без оформления трудового договора.

Однако суды не установили фактически имевшие место правоотношения между этой организацией и водителем, между ним и собственником автомобиля.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Здоровый образ жизни: советы и рекомендации